[Де Наталибус; лат. Petrus de Natalibus] (ок. 1330 - нач. 1406, Езоло, Италия), еп. г. Езоло, агиограф, автор агиографической энциклопедии «Каталог святых и их деяний» (Catalogus sanctorum et gestorum eorum, 1372). Исследователи XVIII в. приписывали П. Н. патрицианское происхождение (Zeno. 1753. P. 31-40). Однако сохранились документальные свидетельства о его семье: завещание отца, Унгарелло Наталиса (от 14 февр. 1348), арендовавшего неск. мельниц и обанкротившегося в 1327 г., нотариальные акты и завещание сестры Джованны (от 22 сент. 1382) (Lazzarini. 1983. P. 388-390; Paoli. 2012. P. XIV). П. Н. был старшим сыном; его братья: Марко (†1349), Франческо (†1382) и Джаннино (†1383, более известен как Джованни Джироламо), к-рый работал при канцелярии Венецианской республики во время правления дожа Андреа Дандоло (1342-1354) и считается автором поэмы «Леандрерида» (Leandreride, 1380), написанной под влиянием «Божественной комедии» Данте. Через Джаннино П. Н. был знаком с дипломатом Паоло де Бернардо (1331-1393), к-рый, возможно, познакомил его с Ф. Петраркой (Fracassetti. 1890. P. 417-418; Lazzarini. 1930. P. 207; Paoli. 2012. P. XVII). Как считают исследователи, жизнь в Венеции при Дандоло и знакомство с П. де Бернардо сильно повлияли на ранние лит. увлечения П. Н. (Gargan. 1976. P. 159, 164; Lazzarini. 1976. P. 514). В 1341 г. он начал службу на должности адвоката Большого совета Венецианской республики, затем выбрал церковное служение: в 1348 г. П. Н. упомянут как клирик венецианской ц. Сан-Самуэле (clericus S. Samuelis), к 1350 г. он был, по-видимому, рукоположен во диакона, затем - во пресвитера, т. к. в документах того времени назван архидиаконом ц. Сан-Пьетро-ди-Кастелло (archidiaconus ecclesie Castellane) и пресвитером и нотарием ц. Сан-Видаль (presbiter et notarius ecclesie Sancti Vitalis). К 1363 г. П. Н. служил в ц. св. Апостолов (Lazzarini. 1983. P. 388; Paoli. 2012. P. XIV). В 1376 г. занял епископскую кафедру Езоло (Zenatti. 1905. P. 108; Hierarchia CMRA. Vol. 1. Р. 241). Упомянут как епископ Езоло в вотивной надписи в ц. Санта-Мария-деи-Серви (Cicogna E. A. Delle inscrizioni veneziane. Venezia, 1824. T. 1. Р. 94). В 1381 г. П. Н. был обвинен кард. Томмазо да Фриньяно, патриархом Градо (1372-1381), в несоответствии епископскому сану, поехал в Рим, чтобы отстоять свою репутацию и сохранить за собой кафедру, что ему удалось (Zenatti. 1905. Р. 111-112; Lazzarini. 1930). Точная дата смерти П. Н. неизвестна, он умер до 8 марта 1406 г., когда епископом Езоло стал Анджело Скардони (Hierarchia CMRA. Vol. 1. Р. 241).
Самое раннее сочинение П. Н. сохранилось без заголовка, оно известно как «Поэма о мире, заключенном между Александром III и Фридрихом I в 1177 г. в Венеции» (Poema de pace inter Alexandrum III et Fridericum I imperatorem 1177 Venetiis habita; см.: Tramontin. 1965). Произведение датируется 1342-1354 гг., поскольку считается, что оно посвящено семье Дандоло; предложенная издателем «Поэмы...» О. Дзенатти более поздняя датировка опровергнута (Massera. 1925. Р. 193). «Поэма...» издана по рукописи, впосл. утерянной. В произведении отмечают влияние Данте (Zenatti. 1905. Р. 120; Massera. 1925. Р. 194; Lazzarini. 1930. Р. 121).
«Каталог святых и их деяний» был составлен в Венеции в 1369-1372 гг. (Chiesa. 1998. Р. 267-271; Paoli. 2012. Р. XX). Сочинение сохранилось в 2 рукописях (Vat. Ottob. lat. 225; Laurent. Ashb. 281) и множестве печатных изданий кон. XV - нач. XVI в. (1-е изд.: Vicenza, 1493; подробнее см.: Frazier. 2005. Р. 452). «Каталог...» состоит из 12 книг, в которые объединены 1589 глав. В книгах I-X краткие Жития святых расположены сообразно их литургическому почитанию в течение года (per circulum anni); в книгу XI вошли те Жития, которые по разным причинам не попали в систему первых 10 книг; в книге XII находится систематический указатель; каждая книга предваряется прологом. 857 глав П. Н. заимствовал из «Легендария» (Legendarium, 1330-1342) Пьетро Кало († 1348) (Paoli. 2012. Р. XXI). К списку Кало он добавил ок. 90 имен из ВЗ, 10 имен раннехристианских епископов и св. императоров. В гл. 130 книги XI был включен перечень святых, о к-рых известны только имя и день поминовения. В работе над «Каталогом...» П. Н. использовал информацию из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского († 339/40), «Диалогов» свт. Григория Великого († 604), мартирологов Узуарда († 877) и Адона Вьеннского († 874 или 875) и др. (Ibid. Р. XXI-XXII). Порядок дней поминовения святых в «Каталоге…» соответствует декреталии «Gloriosus Deus in sanctis suis» (1295) папы Бонифация VIII (Liber Sextus. III 22). П. Н. использует неподвижные даты для подвижных праздников и оставляет перечень в гл. 130 книги XI незаконченным, чтобы впосл. туда можно было включить имена новых святых (Petr. Natal. CatSS. Р. 7-8). По мнению исследователей, жанр «Каталога…» свидетельствует об окончательном переходе от легендария к энциклопедии (Dolbeau. 1981. Р. 23; Paoli. 2012. Р. XXV).
В рукописи Vat. Ottob. lat. 225 с «Каталогом…» соседствует еще одно сочинение П. Н.- «О реликвиях, почитаемых в церквах города Венеция» (De reliquiis veneratis in ecclesiis Venetiae civitatis), являющееся старейшим систематическим каталогом венецианских реликвий (Chiesa. 1998. Р. 266), к-рое, вероятно, распространялось отдельно от «Каталога…» (Foscarini. 1752. Р. 168; Paoli. 2012. P. XX).